Я встретила такую статью в Аргументах и Фактах. Какие есть мнения на этот счет? Может, действительно надо поаккуратнее с ранним развитием?
----------------------------------------------
http://moskva.aif.ru/issues/632/31_02Думай, прежде чем учитьВ каждом книжном магазине Москвы есть отдел развивающей литературы. Родители покупают тесты для малышей, не подозревая, что зачастую платят деньги за вредные советы.
ИЗДАТЕЛИ, почуяв запросы публики, начали массово печатать модные методики (Никитиных, Зайцева, Монтессори, Домана). Взрослые «клюют» на имя, но мало кто штудирует весь курс, чтобы понять, подходит этот метод именно их ребенку или нет. А ведь помимо книги требуется приобрести еще специальные кубики и дидактические материалы. Поэтому многие обращаются к недорогим изданиям малоизвестных авторов. Причем далеко не всегда эти советчики из среды профессионалов — врачей, педагогов или психологов. Издатели скромно пишут в титрах: составители. Но, с другой стороны, что стесняться-то: никакого сертифицирования развивающей литературы у нас в стране не существует. Подавляющее число учебно-методических пособий выходит без всякого контроля. Ни автор, ни издатель не несут никакой ответственности за то, что породили.
И простодушный родитель, купив пособие, начинает дрессировать ребенка. «К сожалению, завиральные идеи пользуются бешеной популярностью, — говорит директор Центра образования и здоровья Марьяна Безруких. — В придачу авторы обладают страшной пробивной силой, пишут мэру, президенту». За последние годы институту приходилось десятки раз научно обосновывать отказ на предложение поддержать очередную идею вроде метода Павла Тюленева «Читать раньше, чем ходить». Автор считает, что ничего сложного и опасного в том, чтобы научить двухлетнего ребенка читать, нет. А как вам методики из той же серии «Знать ноты (или печатать) раньше, чем ходить»? Тюленевцы уверенно называют электрическую пишущую машинку лучшим подарком малышу в возрасте 8–24 месяцев. И хотя методика зачастую приносит не пользу, а вред, книжки эти все равно продолжают издаваться и продаваться. Многие психологи убеждены, что большинство проблем в школе у детей возникает из-за слишком раннего обучения чтению. Если в 4 года малыш плохо различает буквы, у него еще не сформирована зрительная память, о каком чтении может идти речь? А папы с мамами, начитавшись спорных пособий, твердят: раз все буквы знает, значит, должен читать. В результате натаскивания ребенок начинает угадывать слова по первым буквам, и смысл текста искажается. Если угадывающее чтение сформировалось до школы, исправить его невероятно сложно или невозможно. Информация не усваивается, ребенок не успевает по всем предметам, потому что фундамент в виде понимания написанного на доске и в учебнике отсутствует.
Или возьмем развивающую серию «Птицы» (издательство «Росмэн-Пресс»), где требуют, чтобы ребенок от 1 до 3 лет отличал ворону от клеста (кто, кроме орнитологов, знает, как он выглядит?) и альбатроса. По журналу «Школа семи гномов» (издательство «Мозаика-Синтез») ребенку в возрасте от 1 до 2 лет надо знать про моноцикл (!) и дипломат, про роликовые коньки и знак «пешеходный переход», отличать мольберт от этюдника. Еще одна книжка — «Здравствуй, пальчик» (издательский дом «Карапуз») — рассчитана на крох 2–4 лет. Родителям предлагается объяснять слова жестами. Но психологи уверены, что пальчиковые игры до 4 лет не принесут никакого результата!
«Родители верят создателям тестов для малышей, хотя настоящих тестов очень немного и пользоваться ими могут только специалисты, — уверена Марьяна Безруких. — Но мама упорно проверяет ребенка по заданиям непрофессионального издания и в результате убеждается, что ее отпрыск — полный дебил. Кстати, редкий родитель адекватно оценивает способности чада, обычно взрослые придерживаются крайностей — или гений, или идиот. И всегда стараются свалить вину на ребенка, не понимая, что они сами — полные профаны в проблемах детского развития. Жаль, что у нас сто телепередач про то, как сварить яйцо, но ни одной — как разговаривать с ребенком, хотя в Европе и США телециклы для родителей весьма популярны».
Алгоритм выживания
1. Не покупайте развивающую литературу в спешке, постарайтесь узнать как можно больше об авторе и его методике — в детском саду, через Интернет, журналы для родителей, знакомых педагогов и психологов.
2. Пометка на книжке «Одобрено (рекомендовано) Министерством образования РФ» дает хоть какую-то гарантию качества.
3. Хорошо изучите материал, прежде чем заниматься с ребенком. Если вы не понимаете задания, объяснить его тем более не сможете.
4. Развивать чадо нужно каждый день, а не ударно по 6 часов раз в неделю. Не принуждайте ребенка, а то он вообще откажется от занятий. Нет смысла приставать к малышу, когда он хочет есть, спать, болен или перевозбужден.
Галина ШЕЙКИНА